Пасха: в чем смысл?

В наше время для многих Пасха – это только внешние атрибуты: пасхальные яйца, куличи и т.д. Настоящий духовный смысл Пасхи знают не многие. Даже говоря традиционное: «Христос воскрес!» –  люди не задумываются о значении этих слов. В чем же суть праздника Пасхи? Что это может значить для человека, живущего в современном мире?
 
Пасха наша – Христос
Пастор Вячеслав Гончаренко"...Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1Кор.5:7), – так объясняет Пасху апостол Павел в Новом Завете. Но первая Пасха в истории произошла в ветхозаветные времена, когда израильтяне были рабами в Египте. Тогда Господь  повелел Божьему народу совершить Пасху. В ней особую роль играл агнец, которого евреи заклали в ночь перед выходом из египетского рабства. Они  помазали кровью агнца косяки дверей своих домов. В ту ночь губитель прошел и поразил всех первенцев в Египте, но кровь агнца на косяках стала для израильтян защитой: видя ее, губитель не вошел в их дома. Закланный агнец стал единственным спасением, способом выжить и не попасть под истребление. Утром евреи оставили Египет, устремившись в Землю Обетованную. Так они стали свободными – Пасха освободила их. Здесь сокрыт глубокий смысл и образы будущего.
 
Иисус Христос стал Агнцем, которого Бог дал людям. Он умер на кресте для искупления наших грехов. И Его жертвенной Кровью помечаются сердца тех, кто уверует в Него. Таким образом, гибель, которая постигнет весь грешный мир, не коснется людей, верующих в Иисуса. Им не грозит вечная смерть, их ожидает новое небо и новая земля, где обитает правда, – так написано в новозаветной Книге Откровения.
 
В первом веке нашей эры время празднования ветхозаветной Пасхи стало временем распятия и воскресения Христа. На Пасху Иисус собрал Своих учеников  и сказал, что Он есть пасхальный Агнец, который будет заклан ради спасения всего мира. Затем Иисус был предан Иудой и «претерпел мучения от грешников», а затем Его распяли на кресте. Кровь Христа стала платой за наши грехи, полностью удовлетворив Божье правосудие, ведь «возмездие за грех – смерть...» (Римл.6:23). Вместо грешных и виновных людей смерть добровольно принял невинный Агнец – Иисус. И благодаря Ему мы получили Божье прощение и любовь вместо гнева и осуждения: «... А дар Божий – жизнь вечная во Христа Иисусе, Господе нашем» (Римл.6:23). Вот почему апостол Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Пасха – это великий подвиг Иисуса Христа ради нашего спасения.
Пасха – это Его смерть и воскресение для нашего оправдания.
Пасха – это победа Божьей любви над миром, грехом и неверием.
Пасха – это великий праздник для всех, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителям и Господа.
Дорогой друг, Иисус умер и воскрес ради тебя. Если ты пригласишь Его в молитве войти в твою жизнь, то Он воскреснет и в твоей жизни, и Пасха станет и твоим праздником. Христос воскрес! Воистину, воскрес!
Вячеслав ГОНЧАРЕНКО, пастор церкви «Новая Жизнь» ( г. Минск, Беларусь).

Зачем нам воскресение?
Андрей РЫЛКО, католический священник" Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1Кор 15: 14). Почему люди верят в Иисуса? Потому что Он спасает, исцеляет, помогает. Ради встречи с таким «выгодным» Богом стоит тратить время, деньги, усилия. Ведь Он воздаст во стократ больше. Какая простая, понятная и полезная вера! Но христианство ли это? Этим ли только исчерпывается замысел Господа относительно человека?
Рано или поздно каждый, кто приходит к Богу, понимает, что Господь хочет дать что-то большее. И это предвкушение тем глубже, чем больше человек испытал несовершенство земной жизни. Ведь каждый человек сталкивается с двумя главными проклятиями этого мира: недостаточностью земных благ и неумолимостью смерти. Минутная радость от приобретенного быстро превращается в проблему: как сохранить достигнутое и получить больше. А над всем этим с каждым годом все больше нависает грозная туча неизбежной смерти.
 
В поисках выхода из этой разорванности между стремлением к счастью и неизбежностью смерти люди придумали два пути. Первый – ненависть к материальным благам и стремление к приобретению только духовных, переход от количества к качеству. Второй – иллюзия бессмертия в рожденном потомстве или в творениях культуры. Но ни один из предложенных путей не смог гарантировать истинного счастья и вечной жизни. Реальный выход смог предложить человечеству только Воскресший Иисус. Многие христиане видят во Христе Спасителя «от» (зла прошлого), а Он – прежде всего Спаситель «к» (реальному благу будущего). Для нас важно, что Бог спасает нас от греховного самоубийства, что Он искупил нас Крестной жертвой и смертью. Но цель Господа состоит не столько в исправлении ошибок прошлого, сколько в обеспечении нашего счастливого будущего, которое Он желает начать с нами здесь и сейчас. Воскресение Христа дало начало новому будущему, превосходящему самые смелые ожидания человечества.
 
Вся внешняя атрибутика Пасхи, как и многих других праздников, может быть искушением зациклиться на внешнем. Бессмысленное повторение и раздувание всяческих обычаев, как правило, свидетельствует о непонимании тайны Воскресения Христа. Но проблема не в символах, а в людях. Та же внешняя символика перестает быть помехой и становится помощью тогда, когда христианин начинает понимать и провозглашать Воскресение. И тогда пасхальные яйца могут быть символом и поводом, чтобы поговорить о начале новой жизни в Иисусе, а куличи – нашим скромным выражением предвкушения будущего изобилия Царства Божьего. Главное, чтобы в начале празднования было одно желание – встретиться с Иисусом. Евангелие и многовековой опыт христианства подтверждают, что тогда Он, как в дни Своей Пасхи, обязательно найдет способ выйти нам навстречу. И убедить нас в реальности и величии тайны Воскресения.
Андрей РЫЛКО, католический священник (г. Пинск, Беларусь).

Путь к свободе
Протоиерей Алексий ВАСИНСмысл христианской Пасхи уходит корнями в Ветхий Завет, в книгу Исход, которая описывает первую Пасху и исход евреев из египетского рабства. Этот исход стал прообразом перехода человечества из рабства смерти и греха в Царство Божией свободы – свободы личности от вечной проблемы: угнетения и рабства, от факта конечности нашей жизни в перспективе вечности. Первое, что сопровождает размышляющего над книгой Исход, это постоянное чувство Богоявления. Глава 3 повествует нам об истории Неопалимой купины и откровении имени Божьего. Во-вторых, в главе 19-й Господь предписывает избранному народу соблюдать Свое Слово: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов... царством священников и народом святым» (ст.5-6). Здесь мы открываем другой очень важный богословский аспект — возможность постоянного богообщения. В-третьих, Слово Божие становится тем Законом, который апостол Павел называет «детоводителем ко Христу».
 
Ветхий Завет, результат ветхозаветной Пасхи, был установлен словами Моисея: «Сия есть кровь Завета Господня» (Исх.24:8), – когда жертвенной кровью агнца был окроплен народ Божий и Книга Завета. Далее книга Исход говорит об избрании первосвященства и строительстве скинии свидения. Это символ новой жизни – свободной жизни с Богом. Новый Завет, утвержденный Христом, установлен Его словами: «Сия есть кровь Моя, Нового Завета» (Матф.26:28). Новозаветная Пасха тоже призывает нас к свободе от греха, к свободе от рабства смерти, что дает нам возможность быть Божьими людьми, как пишет апостол Петр: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9).
 
Наше предназначение и призвание — к свободе. Но эта свобода – не в угождении плоти, а в любви к ближним и к Богу. Это та свобода, для которой искупил нас пострадавший на Кресте и воскресший Сын Божий. Его Воскресение показало нам путь к воскресению и вечной жизни для каждого, кто уверовал во Христа как в Спасителя. Поэтому и поет Церковь с древних времен: «Пасха – Христос Избавитель!» О том, что значит Пасха для современного человека, можно говорить много. Но главное – то, что распятие, смерть и воскресенье Христа – это реализация нашей свободы. Свобода – составная часть образа и подобия Божьего в нас. Именно воскресением Христа Бог и воссоздал Свой образ и подобие в человечестве после грехопадения. Смерть больше не владеет нами!
Протоиерей Алексий ВАСИН, кандидат богословия, Русская Православная Община св. Марии Египетской (г. Тюбинген, Германия), преподаватель Минских Духовных Академии и Семинарии, член редколлегии библейско-богословского альманаха «Скрижали»
 

 

 

 

 

Есть слова, значение которых «всем известно»: они на слуху и звучат часто... так часто, что мы начинаем забывать, что они на самом деле означают! Недаром говорят: все новое – хорошо забытое старое. Поэтому не помешает хорошо забытое – хорошенько вспомнить. В жизни пригодится!


Молитва
Многие считают, что молитва – это обращение человека к Богу. И это правда... но не вся. Правильнее сказать, что молитва – это диалог человека с Богом. А диалог – это, по определению, «разговор двух и более лиц». В молитве не только человек обращается к Богу, но и Бог может обращаться к человеку: к его сердцу, уму, воображению, памяти, воле, эмоциональной сфере души. Но сначала – о том, как человек может говорить с Богом.
Сам Господь, Иисус Христос, объяснял: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Матф.6:7). Бога не впечатлишь витиеватыми речами. Христос призывает нас обращаться к Богу, как к Отцу: «Отче наш...» – и говорить с Ним, как с Отцом. Просто, своими словами говорить о том, что у нас на сердце. Хотим попросить прощения – значит, просим; хотим задать вопрос – задаем; хотим высказать недоумение – говорим, как есть. Ведь Бог видит наши сердца. Он в курсе всего, что мы на самом деле чувствуем, думаем и каковы наши мотивы. Поэтому формула молитвы проста: честность плюс уважение к Тому, к Кому мы обращаемся.
Записанные молитвы других людей могут послужить нам примером, но они не должны полностью заменять наше личное общение с Небесным Отцом.
Ответить нам Бог может, прежде всего, через Библию: эта Книга – написанное Божье Слово, Его личное Письмо для нас. Также Божий Дух Святой может говорить с нами через наши мысли (обычно мысли от Бога сопровождаются атмосферой свободы, правды, покоя и радости). Господь может говорить с нами и через конкретные ситуации в нашей жизни. Его ответы приходят разными путями, но их объединяет одно: все, что говорит Бог, никогда не противоречит Его заповедям и всегда соответствует нравственным принципам Священного Писания. Божьи ответы содержат конкретный ясный смысл. Бог не запутывает нас, а, наоборот, дает понимание, как поступить.
Общаться со своим Создателем – так же естественно для человека, как дышать. Поэтому, когда у нас появляется желание помолиться, не нужно это желание подавлять. Не важно, где мы при этом находимся, как одеты или насколько красиво выражаем свои мысли. Главное – открыть перед Богом свое сердце. И Он ответит.

Крещение
Крещение (от греч. Βάπτισμα – баптизма – «погружение в воду») – важное христианское таинство. В Слове Божьем – Библии сказано, что крещение – это «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Петр.3:21). То есть человек, принимая крещение, тем самым дает Богу определенное обещание жить в доброй совести перед Ним. Это не означает стать совершенным, но это значит соотносить свои поступки и решения с Божьим мнением, с Его заповедями.
По поводу любого обещания Богу (в том числе и крещения) в Библии сказано: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни» (Еккл.5:3).
Принять крещение – далеко не то же самое, что пройти некий «охранный обряд» на всякий случай. Сама символика крещения – погружение в воду и затем выход из нее – имеет конкретное значение: как Христос умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания, так и мы «умираем» для грехов, чтобы «воскреснуть» для праведности. Принять крещение – это заявить перед Богом: «Я отказался от грехов, теперь я живу по заповедям Христа».
Главное условие христианского крещения – это вера в Иисуса Христа как в своего Господа, Бога и Спасителя. Именно вера человека спасает его душу. Крещение – не самоцель, а свидетельство личной веры.

Грех
Слово «грех» имеет несколько значений. Первое – это нарушение Божьих заповедей, безусловное нравственное зло – то, что при любых условиях принесет вред. (Это ложь, воровство, зависть, прелюбодеяние, убийство или аборт, сплетни, колдовство, сребролюбие... список можно продолжить, – см. Гал.5:9). Грех может быть как «внешним» (очевидный поступок), так и «внутренним» (неправильное отношение сердца, злые и лукавые намерения, нечистые мысли и преступные желания).
В Библии для обозначения греха есть греческое слово ἁμάρτημα, означающим «промах, погрешность, провинность», и еврейское слово «хэт» (непреднамеренный грех) – «промах». Какую бы хорошую цель мы ни преследовали, – выбрав греховный путь к ней, мы промахнемся.
Второе значение слова «грех» – это порочное состояние сердца, склонность поддаваться злу, находить некое удовольствие в нарушении Божьих заповедей. Такая слабость души так или иначе свойственна каждому человеку со времен грехопадения первых людей, Адама и Евы. Поэтому такой духовный «вирус греха» называется первородным грехом: он унаследован нами от прародителей (см. Пс.50:7, Римл.7:14).
Третье: грех – отсутствие праведности: когда мы могли сделать что-то хорошее, понимали, как это сделать, но не сделали (не попросили прощения, не помогли нуждающемуся, не обратили внимания на чью-то боль и т.д., – см. Иак.4:17).
Что является грехом – решают не люди, а исключительно Бог, Творец всего сущего. В Божьих глазах любой грех является извращением, порчей и злом. Грех невозможно оправдать. Но за него можно получить прощение.
Для этого необходимо покаяние.

Покаяние
В Библии, в Новом Завете, покаяние называется греческим словом μετάνοια (метанойя), означает «перемену ума, мыслей». Покаяние – это новый взгляд человека на свою жизнь и поступки, на самого себя, на других людей и на Бога. Это поворот на 180%: ко греху – спиной, к Богу – лицом. Это переоценка ценностей: прежние греховные удовольствия или временные выгоды перестают иметь значение, важным становится другое – искренние отношения со своим Творцом.
Чтобы изменить свои взгляды, мысли и даже чувства по отношению к греху, зачастую нужно время. Таким образом, покаяние – не только разовое действие, а процесс: изменение жизни, характера, сердца человека.
Тем, кто признает свои грехи и исправляет ошибки, Бог дает прощение: «Если исповедуем грехи наши, то Он... простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоанн.1:9). Цель Бога – не держать нас под веч
ным давлением вины и унижения, а, наоборот, освободить нас, дать шанс на новую жизнь.

Путь к такой свободе лежит через правду, поэтому важно попросить прощения у Бога. За наше прощение уже заплачена дорогая цена: Божий Сын Иисус Христос искупил наши грехи Своей смертью на кресте: Он «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Римл.4:25). Оправдание – это в том числе и избавление от последствий зла (таких, как отсутствие мира в сердце или болезнь): «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5). Если мы верим и принимаем то, что сделал для нас Христос, – Бог помогает нам восстановить нашу жизнь, исцеляет раны.

Спасение души
Люди, созданные Богом, вначале были подобными Ему – безгрешными. Но потом они обманулись, поверили сатане и впали в грех. Люди впустили в свое сердце зло и стали смертны. «Вирус» греха по наследству передался всем людям от Адама и Евы. С тех пор, хотят люди или нет, они грешат. Избрав в своих поступках послушание сатане, а не Богу, люди тем самым выбрали для себя и участь, «уготованную диаволу и ангелам его» (Матф.25:41), – вечный огонь. Но Бог, продолжая любить Свое творение, хочет дать нам прощение грехов, вечную жизнь и спасение от ада.
Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, который добровольно взял на Себя грехи всех людей. Он умер за каждого из нас, а затем воскрес из мертвых. Иисус Христос – искупительная жертва за наши грехи. Кто верит в Него и обращается к Нему с покаянием, –получает прощение грехов и вечную жизнь. Такой человек становится дитем Божиим, «рожденным свыше»: его сердце вновь воссоединяется с Богом и становится новым, праведным. Как следствие – вся жизнь человека преображается.
Спасение души – это не просто «место в раю» по
сле смерти, это качественное изменение сердца и всей жизни человека уже здесь, на земле. А после смерти его ждет замечательное продолжение.

В конце времен все люди получат награду или наказание. Но те, кто верует в Сына Божьего, «на суд не приходят, потому что перешли от смерти в жизнь» (см. Иоанн.5:24). Бог воскресит Своих детей, дав им новые, бессмертные тела (подобно тому, как Он воскресил Христа). Спасенные люди будут жить в общении с Богом на «новой земле, где обитает правда» (см. 2Петр.3:13, Откр.21:1). Эта вечная жизнь будет такой захватывающей, что человеческое воображение пока не может этого представить: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).
Спасение нельзя заслужить, но его можно получить даром: «... Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе» (Римл.6:23).
Принять этот подарок или отвергнуть – выбор за нами.
Елена Козловская.

Новости

Время Служений

01.12.2015 00:00
Четверг 18:00 Воскресенье 11:00

Что такое покаяние?

Что такое покаяние?

01.12.2013 20:40
  Покаяние есть изменение мышления человека в направлении угодном Богу... Через покаяние человек открывает свое сердце и разум Богу, смиряется перед Ним, позволяя Господу очистить и изменить его жизнь. Составляющие покаяния это: осознание греха, сожаление о нем, стремление освободиться от...

Молитва покаяния

МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ

01.12.2013 18:22
  МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ "Отец Небесный! Я прихожу к Тебе в молитве, сознавая всю свою греховность. Я верю Твоему Слову. Я верю, что Ты принимаешь всякого, приходящего к Тебе. Господи, прости все мои грехи, будь милостив ко мне. Я не хочу жить прежней жизнью. Я хочу принадлежать тебе,...